Семь испытаний М. Горького: правда о великом писателе без прикрас
Никитин Е. Н. Семь жизней Максима Горького. — Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2017. — 412, [1] с. : ил. — (Серия «Имена»). — 1700 экз.
Основная идея книги
Литературы о жизни Алексея Максимовича Пешкова, получившего мировую известность под псевдонимом Максим Горький (1868–1936), вышло немало. Книгой о нём никого не удивишь. Однако можно удивить исследованием, в котором «горькой правды больше, чем сладкой лжи». Одно из них появилось в преддверии 150-летия выдающегося русского мыслителя и писателя.
«…В советское время книги, посвященные “буревестнику революции”, — справедливо отмечается в издательской аннотации нового литературного труда, — по преимуществу воспевали “основателя социалистического реализма”, превращали его в памятник, лишенный всяких человеческих черт». Книга, о которой идёт речь, лишена крайностей. «Ее оригинальная архитектура позволяет читателям с разным уровнем информационной подготовки об Алексее Пешкове — Максиме Горьком самим решать, каким главам отдавать предпочтение, а какие смотреть, как говорится, по диагонали»
Одна из самых важных задач автора этого издания — московского литератора, историка и библиографа Е. Н. Никитина — показать, как под воздействием самых разных обстоятельств менялись взгляды М. Горького на жизнь, творчество и политику. Задача оказалась не из простых, учитывая, что его жизнь, продолжительная и такая разная в те или иные периоды, протекала в контексте многих драматических событий мировой и отечественной истории. Отсюда «графический аналог» этой жизни — не восходящая прямая, а скорее кардиограмма сердца, работающего на пределе возможностей. Потому что в России писатель — это меньше всего человек кабинетный, чьи творческие интересы парят и над политикой, и над государством, и над повседневной, «незаметной» жизнью соотечественников. Найти правдивые ответы на все вопросы, которыми изобилуют и биография, и творческое наследие М. Горького, заманчиво, но далеко не просто. Рецензируемая книга, однако, является заметным продвижением на этом тернистом пути. Она увлечёт логикой и манерой повествования даже тех, для кого М. Горький никогда не был и не будет литературным кумиром.
Испытание первое. Неприкаянный (1868–1892)
Испытание второе. Поиски «самого себя» (1892–1903)
Испытание третье. Общение с большевиками (1903–1910)
Испытание четвёртое. Время сомнений (1910–1917)
Испытание пятое. Две революции. Под властью Советов (1917–1921)
Испытание шестое. Вдали от России (1921–1928)
Испытание седьмое. Новая Россия (1928–1936)
Последний период жизни М. Горького не менее сложен и противоречив, чем все предшествующие. Здесь и крупные издательские проекты, и участие в проведении I Всесоюзного съезда советских писателей, и семейная драма, связанная со смертью сына.
Характеризуя съезд, автор использует две дневниковые записи очевидцев этого события — М. М. Пришвина и партийного функционера А. С. Щербакова.
Дневник М. М. Пришвина с записью от 18 августа 1934 г.: «Белый зал. Электричество. Две тысячи человек, жара. Портреты великих писателей и наши на эстраде: Толстой распустил брюхо, Горький снял пиджак и остался в синей рубахе. Горький читает, слышатся слова “начиная с первобытного человека”. И вот невыносимо. И те же самые люди, кто при одном слове “Горький” хлопали, вдруг начали один за другим и пачками подниматься и уходить. Кто-то шепнул: “а может быть, он (Горький) давно уже
помешался, а мы по инерции ходим и слушаем и ждем чего-то...” И зал опустел, и так до перерыва, а после перерыва тоже не пошли».
Своим уходом русские писатели продемонстрировали отношение и к самому официозному событию, и к М. Горькому, которому высшей партийной властью было доверено играть в этом событии ключевую роль.
Дневник А. С. Щербакова с записью от 30 октября 1934 г.: «Ездил на дачу к А. А. (Жданову). Сообщил о беседе, которая была среди членов ПБ с т. Сталиным. Последний видит три недочета в проведении съезда: 1) Немарксистский доклад Горького. 2) Заключительное слово Бухарина — истерика. 3) Мало подчеркнуто, особенно у Горького, что решающий момент в успехах литературы — это ликвидация РАПП. У Горького проявляется “пролеткультовский” атавизм. Горький делает ошибки, крупнейшая из них — погром писателей-коммунистов... Спросил о тактике моей в отношении Горького. Эта тактика сводится к следующему: “Не сдавать и твердо гнуть линию в вопросах принципиальных, в проведении указаний ЦК по любым вопросам. Уступать в мелочах, частностях”».
Таким образом, М. Горький не угодил на съезде никому — ни писателям, ни главному «заказчику» его проведения И. В. Сталину.
Гораздо плодотворнее оказалась издательская деятельность М. Горького, нашедшая выражение в его знаменитых издательских проектах.
«Библиотека поэта» — наиболее авторитетный научный свод отечественной поэзии на всех этапах её развития. Помимо оригинальных поэтических текстов, эта серия включает в себя переводы поэтов-классиков народов СССР. Причём все тексты тщательно подготовлены и квалифицированно прокомментированы. В состав серии включены не только произведения авторов-классиков, но и значительное число имён не вполне оцененных и частично забытых, но, тем не менее, сыгравших свою роль в развитии русского стихосложения.
Другое успешное горьковское начинание — издание серии «Жизнь замечательных людей». Воплощению этого замысла существенно помог М. Е. Кольцов, который в 1930-е гг. возглавлял «Журнально-газетное объединение». Первой книгой знаменитой серии стало жизнеописание Генриха Гейне, вышедшее из-под пера А. И. Дейча. В 1938 г. выпуском данной серии занималось и занимается до сих пор издательство «Молодая гвардия». При жизни Горького было выпущено в свет около 50 биографий. В течение многих десятилетий «ЖЗЛ» была своего рода монополистом в мире российского биографического жанра. Теперь такой монополии нет. С «ЖЗЛ» не без успеха конкурирует серия «Имена», основанная в 1996 г. Я. И. Гройсманом. Одним из бес-спорных украшений этой уважаемой серии является и настоящая книга о жизненном и творческом пути М. Горького.
Чувство недоумения вызывает круг общения М. Горького после возвращения на Родину. В этом кругу мы видим и партийных функционеров, и представителей «силовых структур». В частности, отнюдь не украшением его биографии стало тесное общение с одним из самых старательных палачей сталинского режима — Г. Г. Ягодой.
Выдержавший немало серьёзных испытаний, выпавших на его долю в юные годы, в первые годы советской власти, в период эмиграции, А. М. Горький не устоял перед соблазном быть обласканным сталинским режимом и наиболее одиозными его представителями.
Как построена книга
Как уже отмечалось, рецензируемая книга характерна оригинальным построением, счастливо найденной архитектурой.
Блестящий знаток обширного и разнообразного фактического материала, Е. Н. Никитин мастерски подчиняет этот материал решению главной творческой задачи — показать противоречивую эволюцию общественных взглядов, творческой манеры и личных привязанностей выдающегося русского писателя.
Горького легко хвалить, ещё легче — ругать. Труднее всего — понять Горького, причём понять правильно, а не предвзято.
Наиболее надёжный путь к объективному освещению творческой эволюции писателя — анализ его произведений, его переписки, правдивых свидетельств современников. Всё это присутствует в книге. Её особенность — обширная документальная основа.
А где же автор? — спросит иной читатель. Автор наличествует, именно он формирует соответствующий документальный и изобразительный ряд книги, именно он скупо, ненавязчиво комментирует те или иные тексты. Более того, эти тексты, а порою и целые разделы книги, комментирует также редактор-издатель Я. И. Гройсман, который в предисловии «От редакции» пишет: «При подготовке книги мы руководствовались словами Р. Роллана, вынесенными как эпиграф на ее титульный лист». Эпиграф же таков: «Нам нужна вся правда о великом человеке, без всяких прикрас, со всеми его пороками, добродетелями и даже нелепостями. Это не умаляет его величия. Но делает его более живым. Чем больше жизни, тем больше величия». И необходимо признать, что редакторские комментарии в высшей степени органично вписываются в общую ткань повествования. Фактический материал имеет соответствующие ссылки на источники.
Книга Е. Н. Никитина далека от того, чтобы претендовать «на самое глубокое исследование» творчества М. Горького. Глубина этого исследования определяется не столько сентенциями и выводами автора, сколько нацеленностью на встречную работу мысли читателя. Отступая то и дело на второй план, автор даёт в руки читателя то одно, то другое яркое историческое свидетельство. Читайте, думайте, делайте свои выводы — вот основной лейтмотив нового издания. Документальность, полная независимость от идеологических стереотипов прошлых лет делают его ярким событием российской общественной, научной и культурной жизни. Тщательно отобрать и соответствующим образом построить яркий документальный материал — непростая задача. Непростая ещё и потому, что писатель М. Горький практически всю свою сознательную жизнь тесно соприкасался со многими политическими течениями и близко общался с широким кругом ныне неоднозначно оцениваемых политических деятелей.
Поэтому понять эволюцию М. Горького можно лишь в широком контексте не только литературной, но и общественно-политической истории России. Не требуется доказывать, сколь тернист и труден для исследователя этот путь.
Характерно, что на страницах новой книги мы видим процесс общения М. Горького не столько с собратьями по перу, сколько с политическими деятелями, представителями властных структур и деятелями культуры. Только два крупных русских писателя упоминаются неоднократно: М. М. Пришвин, переживший со своей страной горести и печали XX в., и И. А. Бунин, наблюдавший за происходящим в России на почтительном расстоянии. Именно в вольном и невольном сравнении с судьбами этих выдающихся представителей русской литературы становится более ясным положение в истории отечественной культуры М. Горького.
В биографии любого писателя значительное место занимают события личной жизни, привязанности дружеского и интимного характера. Читатель, вероятно, не догадывался ранее о том, каким был М. Горький на «фронте любви». Книга Е. Н. Никитина показывает, что наш герой с переменным успехом «сражался» сразу на нескольких фронтах. Порою, преуспевая в тактике, в стратегическом плане писатель терпел поражение: он так и не смог, несмотря на многочисленные увлечения, создать прочную семью, надёжное семейное гнездо. Лишённый в детстве и юношестве семейного домашнего очага, притягательного примера тёплых семейных отношений, не испытавший на себе тепла и заботы родителей, не разглядевший привлекательности в отношениях с однажды избранной женщиной, А. М. Горький едва ли был счастлив в личной жизни, богатой как увлечениями, так и разрывами как с единственной законной, так и с многочисленными гражданскими жёнами.
Создаётся впечатление, что женские фигуры, упоминаемые в книге, не оказывали большого влияния на эволюцию творческой манеры М. Горького в отличие от той роли, которую играли в его биографии разного рода политические и государственные деятели. Так ли это на самом деле? Вероятно, этой деликатной теме в будущем будет посвящено не одно исследование отечественных литературоведов.
Поскольку перед нами не простая биография, а биография писателя, каждый новый раздел, характеризующий новый этап творчества, начинается с перечисления его произведений, созданных в данный период. Такой подход вполне оправдан. Он показывает, что несмотря на невзгоды и испытания, порою надолго выбивавшие писателя из колеи, он всегда находил в себе силы заниматься литературной деятельностью, был верен литературной музе до последнего вздоха.
В издании нет упоминаний архивных источников. Но это не докторская диссертация, а книга, адресованная широко образованному читателю, прекрасно понимающему, что «лёгкая архивная приправа» едва ли существенно изменит характер данного произведения.
Несколько слов о зрительном ряде монографии. В этом ряду заметны не только дежурные фигуры исторических деятелей, какими давно стали В. И. Ленин, И. В. Сталин, А. В. Луначарский, но и имена, надолго изъятые из исторического обихода — А. А. Богданов, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин, В. А. Базаров, А. И. Рыков, Н. Н. Суханов, Г. Г. Ягода и др.
Исследование Е. Н. Никитина — шаг на пути к объективному познанию отечественной культуры, которое невозможно без непредвзятого анализа такой её знаковой фигуры, какой был и навсегда останется М. Горький.
Стоит добавить, что издательский проект осуществлён при содействии правительства Нижегородской области в рамках программы финансовой поддержки регионального книгоиздания.
Удача любой книги определяется тем, сколько читателей она сумеет к себе привлечь. В интересе к данной книге широкой и разнообразной аудитории сомневаться не приходится.
Александр Иванович Фролов
Российский новый университет (РосНОУ), доцент, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, Россия, Москва, е-mail: alexander.frolow@gmail.com

|