Издательство Деком
Издательство Деком
Советский Армстронг
Новость


Советский Армстронг
Владимир Марочкин

Для российских любителей джаза эта книга станет в бук­вальном смысле лучом солн­ца, пробившимся сквозь туман легенд. До сих пор био­графия Эдди Рознера, одного из лучших джазовых музыкан­тов Советского Союза, если не всей Европы, была известна только приблизительно. А все потому, что творить ему при­шлось в несправедливые вре­мена, когда власти почему-то считали, что если «сегодня ты играешь джаз, то завтра Роди­ну продашь». Эдди Рознеру на собственных плечах дове­лось испытать тяжесть этой поговорки: в 1946 году, после того, как началась борьба с космополитизмом, он попы­тался перейти границу с Поль­шей, был задержан и получил десять лет ГУЛАГа за «изме­ну Родине и попытку выезда из СССР по статье 58-А.

Выжить в лагере Розне­ру удалось благодаря лишь тому, что он создал в ГУЛАГе джаз-оркестр, который высту­пал как перед заключенными, так и перед жителями Хаба­ровского края. Оркестр неод­нократно играл и для япон­ских военнопленных. В летнее время коллектив выезжал в пионерские лагеря и высту­пал там для детей на массов­ках, пионерских линейках, играл утренние побудки.
Но даже после того, как Эдди Рознер вышел на сво­боду, и оркестр, который он вновь собрал, достиг кульми­нации славы, советские СМИ не баловали его публикаци­ями. Поэтому вся информа­ция о необыкновенных при­ключениях знаменитого трубача передавалась в основ­ном из уст в уста.
Говорили, что он родил­ся в 1910 году, получил хорошее образование, окончив Берлинскую консерваторию по классу скрипки, что уже в начале 1930-х молодой Роз­нер имел громкое имя в Евро­пе, гастролируя по Германии, Англии, Франции, Польше, что в Дании он выступал вме­сте с легендарным Луи Арм­стронгом. Известный джа­зовый пианист Николай Левиновский в своих воспо­минаниях подтверждает, что Эдди Игнатьевич действи­тельно показывал фотогра­фию, на которой он запечат­лен в обнимку с Армстронгом. «Рознер очень гордился этим знакомством, — пишет Леви­новский, — много рассказывал об Армстронге, в частности, об их совместном выступле­нии где-то в Скандинавии. Арм­стронг, говорил Эдди, покури­вал марихуану, и если кто-то нравился ему, он тут же пред­лагал покурить вместе. Рознера он называл "мой белый братец " и относился к нему тепло».
После того как к власти в Германии пришли наци­сты, Рознер эмигрировал в Польшу. Там его музыкальная жизнь складывалась тоже совсем неплохо. Но гитле­ровцы захватили и эту стра­ну. Рознер в числе других беженцев оказался в Бело­стоке, который вскоре стал советской территорией. Роз­нер сумел быстро сориенти­роваться в новой обстановке и организовал в Минске джаз-оркестр Белоруссии, сразу завоевавший известность бла­годаря эффектному исполне­нию популярных мелодий.
Выступления оркестра Рознера в Ленинграде в мае 1940 года произвели ошелом­ляющую сенсацию. Ничего подобного советская публи­ка не слышала и не видела. Потрясающие аранжиров­ки в стиле лучших достиже­ний Запада (это, ясное дело, понимали и знали не все), великолепная игра отдельных музыкантов и впечатляющая слаженность оркестра, а вер­шина всего — феноменальная труба Эдди Рознера. Эдди был непревзойденным исполните­лем. Теплый, бархатный тон его трубы, настоящий свинг, джазовая «подача» и голово­кружительные верха делали его стиль совершенно непо­вторимым. Именно тогда раз­несся слух, что его труба сдела­на из чистого золота и потому так великолепно звучит, но это было лишь своеобраз­ным показателем популярно­сти. Рознер привнес на совет­скую эстраду также джазовый слэнг и манеру разговаривать. Неподражаемый польско-еврейский акцент Эдди был притчей во языцех. Кокетни­чая своим западным происхо­ждением, он мог сказать что-нибудь эдакое: «Холера ясна, шмаляем джаз!» И всем было понятно, что именно на таком, кажущимся слегка тарабарским языке должны говорить настоящие джазмены. Неда­ром эта знаменитая рознеровская фраза попала на обложку книги о нем....
Вернувшись из лагерей, Эдди Рознер снова собрал джаз-оркестр, которо­му не было равных в СССР. Во-первых, у Рознера было великолепное чутье на талан­ты, он открыл для нас многих исполнителей, ставших насто­ящими символами 1950—60 годов: Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Алексей Мажуков, вокальный квар­тет «Аккорд», певицы Лари­са Мондрус и Нина Бродская. Во-вторых, сам Рознер был образцом для целого поколе­ния эстрадных музыкантов.
Обычно концерт его орке­стра начинался так: музыкан­ты начинали играть еще за закрытым занавесом. Потом занавес открывался, и из левой кулисы появлялась сна­чала сверкающая солирую­щая труба, затем рука, а потом и сам солист: улыбающийся, с черными усиками, в сером костюме невиданной элегант­ности. Он выходил на сере­дину сцены, одновременно играя на трубе и дирижируя оркестром, который наяривал мощный «Сент-Луис блюз»...
Несмотря на колоссаль­ную популярность, в начале 1970-х Эдди Рознер все-таки решил эмигрировать на Запад. Советская пресса, ехидничая, писала, что жизнь в эмигра­ции оказалась очень тяжелой. Рознер рассчитывал получить наследство от своей сестры, но это ему не удалось. Оказав­шись в сложном положении, знаменитый трубач пытался открыть музыкальный мага­зин, но из этого ничего не вышло, да и силы уже были не те. 8 августа 1976 года Эдди Рознер скончался. Ему было 66 лет. На памятнике Розне­ру, установленном на берлин­ском кладбище, изображена труба — инструмент, при­несший музыканту громкую известность и восторженную память.
В биографии Эдди Рознера было множество тайн и зага­док. Слишком много проти­воречий встречалось даже в публикациях тех, кто сам был участником описываемых событий. И вот лишь теперь Дмитрий Драгилёв, проде­лав колоссальнейшую работу по сбору и изучению архив­ных материалов, опросив людей, лично знавших вели­кого трубача, составил наибо­лее полную на сегодняшний день биографию Эдди Розне­ра, «белого Армстронга». Уни­кальная история советской эстрады и джаза стала более полной.

© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa